Viber-чат
Присоединяйтесь!
График работы ЦО
ул.Революционная,128
Лучшие товары
ЗДЕСЬ
СЫР, ЧИЗКЕЙКИ
Колбаса, Форель охлаж.

Творчество с детьми по вальдорфской системе.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • Сообщений: 113
  • Репутация: 155
0
Всем привет!!!
я Надежда.
Я искала пути развития моих малышей и пришла к вальдорфской системе. Я считаю, что эта система раскрывает в ребенке, да и во мне, умение творить! фантазировать! не сковывает рамками стериотипов, штампов.

У меня двое сыновей, на данный момент 3,5г и 9 мес. По образованию я не педагог и не психолог. У меня нет специального "вальдорфского" образования. Вальдорфскую педагогику я осваиваю самостоятельно по книгам, материалам в интернете и на собственном опыте.

Буду выкладывать интересную информацию про творчество с детьми.

Я не являюсь специалистом по "вальдорфу", поэтому давать серьёзные консультации я не имею права. Только мой собственный опыт.

« Последнее редактирование: 12 Марта, 2014, 00:23:41 am от Kompas »

  • Сообщений: 113
  • Репутация: 155
0
ЖИВОПИСЬ

прилагаю отрывок из интервью А. Цвелика о живописи с детьми:

С какого возраста нужно знакомить ребенка с живописью и как это делать?
До определенного возраста мама сама все дает детям, любовь, молоко, но потом ей кажется, что этого не достаточно и она начинает учить малыша всему остальному. Основной педагогический закон «Хочешь, чтобы у ребенка были хорошие привычки, работай над своими». Иными словами дети за нами все повторяют и до определенного возраста мама – их главный кумир. Хотите, чтобы формировалась душа, ставьте перед собой высокие цели, каждый раз опережая ребенка. Но нельзя давать то, чего у тебя нет. Не надо покупать краски и впихивать их в ребенка. Купите их для себя и садитесь рисовать сами. Малышу станет интересно, что делает мама, и он с удовольствием будет перенимать ее опыт. Есть спонтанное рисование: мелки, ручка, ребенок рисует каляку - маляку. Это идет из его тела. Формируется тело - формируется рисование и по рисункам это четко видно. Пошел в рост позвоночник – рисует множество повторяющихся форм-кружочков, лесенок, не важно, что он при этом представляет - машинку или корабль с множеством иллюминаторов. Появляются башни, высокие краны и дяди с двадцатью пуговицами. Режутся зубы - рисует острые формы: заборы, волны... даже облака и деревья на картинке немного заостряются. Или вдруг появляется кораблик с окошками, где каждое из них перечеркнуто этакой снежинкой - звездочкой.
Важен не сюжет - он может быть любой или вообще отсутствовать, как в орнаменте - а жест - остроты, вращения, опоры и так далее . Это «Святое рисование» - своего рода самоосознание, самомассаж и «вживание» в свое тело изнутри. Жесты и рисунки передают происходящее в теле. Рисует то, что растет. Что меняется в организме - или то, что болит. Например, болит ухо, и на рисунке вдруг появляется человек с большим красным ухом. Но не всегда так просто понять, что отразилось в рисунке, потому , что рисуются не формы органов тела, а деятельность, происходящая в них и формирующая их при росте.

В это рисование взрослому ( маме, воспитателю, шаблонам и раскраскам) любые образцы «правильного рисования» подобны наложению лубков и шин на здоровое тело, вмешиваться нельзя.
Я обращаю особое внимание всех читателей, что речь идет именно о СПОНТАННОМ РИСОВАНИИ детей ЛИНИЯМИ, которое вырастает из «каляканья», и постепенно перетекает в сюжетные рисунки! Эта деятельность идет ИЗ ребенка, как бы выплескивая наружу, обнаруживая вовне то, что происходит в нем «само по себе». В древних культурах потому так прекрасно была развита скульптура, что люди еще подобно детям, гораздо больше будучи связаны с природой, в первую очередь ощущали свое тело! Скульптуры первоначально делались не с позирующей натуры, а по внутреннему ощущению своего собственного тела - художник как бы вселялся «внутрь» объема скульптуры, как в перчатку, и стесывал лишнее.

Совершенно так же ребенок в спонтанных рисунках переживает себя «изнутри», и передает это определенным характером линий - твердых или закругленных, вертикальных или горизонтальных… Современность потеряла это ощущение слитности с предметом - взрослый смотрит на все предметы извне, отстраненно, жизнь течет перед ним, как на экране. И этот свой взгляд взрослые проецируют на ребенка - «Смотри, у собачки ноги не такие!»(ребенок нарисовал собаку «в валенках». Дело в том, что он рисует ОЩУЩЕНИЕ НОГИ, можно сказать - знак чувства опоры, которое он переживает в своей ноге, ее ноги, как она встает на землю - ступней, пяткой… и видит, что собака тоже стоит - значит, и ей надо нарисовать это же самое, что есть в моей ноге…
Чувство слитности, внутренней слитности с телом, с природой у взрослых крайне притупилось. Поэтому и искусство ваяния так захирело.
Но пока речь идет не о красках!

Большая беда состоит в том, что взрослые сразу хотят добиться от детей, чтобы они красками РИСОВАЛИ - формы, предметы. Здесь у родителей царит величайшее заблуждение, губящее на корню детские способности к развитию. И форма, и предмет препятствуют драгоценнейшему переживанию, в котором нуждается детская душа - переживанию САМОГО ЦВЕТА, - чистого, сочного, играющего оттенками, радужного, волшебного, питающего душу ощущением красоты высшего мира. Цвет, будучи сразу же пришпилен к предметности (водичка синяя, травка зеленая… - вранье это!) загнан в тюрьму контура, спрессован в кричащую линию фломастера… загнан в непрозрачные, кроющие, типа гуаши, краски, замешан в пластилин… Цвет - это душа краски, как сказал один художник. А ребенок нуждается в первую очередь в ощущении души во всем, а не в грубой материи. (Замечу в скобках, что в гос. Системе образования очень много - и печально успешно, потому что теперь в массе это считается «детским творчеством - уделяется внимания именно рисованию с детьми плотными материалами, - гуашь, теперь акрил, приучение к жестким формам - аппликация, раскраски, склеивание, монтаж игрушек из частей - желудей, листьев… Но именно жесткий монтаж, втыкание частей по шаблону, а не пластика. При помощи материалов детей приучают мыслить рамочно, жестко и материалистически). Цвет теряя оттенки, прозрачность, светоносность утрачивает свое изначальное питающее душу воздействие. Цвета должно быть МНОГО И ШИРОКО он должен расстилаться, играть перед глазами. Много - это как раз не много разных красок разом - а один - два гармоничных цвета, с их оттенками - лучше, чем грязная мешанина из 12 цветов… (см. мои статьи «О рисовании с детьми» и ролики в них.)
По моему совету одна мама рискнула перестать «рисовать» с сыном, и они начали только «красить» бумагу - пару раз в неделю, разными переливами цвета. А потом из этого они делали фонарики. И стали играть с цветом, как с живым существом - а какой он у нас сегодня? 0дно название мало что говорит… Говорит - характер. Задумчивый… Или радостный? Мечтательный ? Или горячий…Я думаю, что это переживание мальчик пронесет через всю свою жизнь. И если он и не станет художником - то глаза его будут все равно широко раскрыты миру.
Теперь еще раз речь о красках. Цвета - это то, что ребенок берет в себя, в противоположность спонтанному рисованию, вырастающему из «каляк». Цвет не генерируют, а ВПИТЫВАЮТ, вбирают (Этому помочь можно разнообразно, не только фонарики, есть много способов. - см.статью про крашение тканей с детьми, перепечатана в моем ЖЖ).


  • Сообщений: 113
  • Репутация: 155
0
Цветовое предпочтение. Оно может сказать о состоянии среды и влияния окружения на ребенка, как он переживает себя в жизни? Чувствует себя меж острых углов, в напряжении и настороженности - резко, контрастно - или чувствует себя комфортно, уютно, защищенно? Если господствуют темные цвета - фиолетовый, черный - они сигнализируют, что ребенок переживает стресс: физический или психический. При этом внешне родители могут ничего не замечать: «У нас все нормально! Переехали в новую квартиру!(Первый фактор! Потеряна привычная среда). - Ну да, у нас сейчас развод с папой, но это же уже довольно давно тянется, уже все привыкли, и мы же не деремся, не ругаемся!(фактор 2. Ребенок обращает внимание не на слова, а на настроение взрослых). Да, полгода назад умер дедушка…(исчез человек, который обеспечивал неформальное общение). - А так у нас все нормально! Никакого стресса нет! Мы ему ни в чем не отказываем! Мы, с четырех лет на карате ходим, и на английский…» - как часто приходится слышать терапевту на приеме такие речи… И с чего бы это сын не хочет брать ничего кроме черной краски?.


Как нужно рисовать?
Нужно рисовать телом. Начните с потешек. Как научиться этому? Описываю метод, как «вытащить самого себя за волосы из трясины».
Закройте глаза. Встаньте. И читайте стишок - только простейший, ритмичный, «потешку - пестушку», а не поэму или про «оторвали мишке лапу». Например, что - то такое: «тюшки-тютюшки, на горе пичужки» или спокойное - «Ули - люленьки, прилетели гуленьки», «Котя - коток»…. Сначала покажите их себе - (лучше с закрытыми глазами, так свободней движение получается) руками и ногами, всем телом. Повторите. Потом - одной рукой, как будто это вы сами - рука. Придется что - то изменить! Затем, одним пальцем, чертя в воздухе! А затем может получиться "танец линий на бумаге" - переводом из танца пальца в воздухе. Это будут хаотичные линии, танцующие под звуки вашей частушки - пестушки. Вот так вы можете понять, что рисует ребенок, и начать играть с ним в такие "танцы на бумаге" со стишками.
Полная версия здесь http://www.babyboomers.ru/articles/958/

Видео-уроки Александра Цвелика о том, как рисовать в вальдорфской технике с детьми.
Рекомендую посмотреть. Очень доступно объяснено:
http://www.youtube.com/watch?v=-7DCDtGp2r4&featur часть 1
http://www.youtube.com/watch?v=K0n1RSl-uQE&featur часть 2
http://www.youtube.com/watch?v=kwj10zGmdiw&featur часть 3

  • Сообщений: 113
  • Репутация: 155
0



Закрыть
avatar