ЖИВОПИСЬ
прилагаю отрывок из интервью А. Цвелика о живописи с детьми:
С какого возраста нужно знакомить ребенка с живописью и как это делать?
До определенного возраста мама сама все дает детям, любовь, молоко, но потом ей кажется, что этого не достаточно и она начинает учить малыша всему остальному. Основной педагогический закон «Хочешь, чтобы у ребенка были хорошие привычки, работай над своими». Иными словами дети за нами все повторяют и до определенного возраста мама – их главный кумир. Хотите, чтобы формировалась душа, ставьте перед собой высокие цели, каждый раз опережая ребенка. Но нельзя давать то, чего у тебя нет. Не надо покупать краски и впихивать их в ребенка. Купите их для себя и садитесь рисовать сами. Малышу станет интересно, что делает мама, и он с удовольствием будет перенимать ее опыт. Есть спонтанное рисование: мелки, ручка, ребенок рисует каляку - маляку. Это идет из его тела. Формируется тело - формируется рисование и по рисункам это четко видно. Пошел в рост позвоночник – рисует множество повторяющихся форм-кружочков, лесенок, не важно, что он при этом представляет - машинку или корабль с множеством иллюминаторов. Появляются башни, высокие краны и дяди с двадцатью пуговицами. Режутся зубы - рисует острые формы: заборы, волны... даже облака и деревья на картинке немного заостряются. Или вдруг появляется кораблик с окошками, где каждое из них перечеркнуто этакой снежинкой - звездочкой.
Важен не сюжет - он может быть любой или вообще отсутствовать, как в орнаменте - а жест - остроты, вращения, опоры и так далее . Это «Святое рисование» - своего рода самоосознание, самомассаж и «вживание» в свое тело изнутри. Жесты и рисунки передают происходящее в теле. Рисует то, что растет. Что меняется в организме - или то, что болит. Например, болит ухо, и на рисунке вдруг появляется человек с большим красным ухом. Но не всегда так просто понять, что отразилось в рисунке, потому , что рисуются не формы органов тела, а деятельность, происходящая в них и формирующая их при росте.
В это рисование взрослому ( маме, воспитателю, шаблонам и раскраскам) любые образцы «правильного рисования» подобны наложению лубков и шин на здоровое тело, вмешиваться нельзя.
Я обращаю особое внимание всех читателей, что речь идет именно о СПОНТАННОМ РИСОВАНИИ детей ЛИНИЯМИ, которое вырастает из «каляканья», и постепенно перетекает в сюжетные рисунки! Эта деятельность идет ИЗ ребенка, как бы выплескивая наружу, обнаруживая вовне то, что происходит в нем «само по себе». В древних культурах потому так прекрасно была развита скульптура, что люди еще подобно детям, гораздо больше будучи связаны с природой, в первую очередь ощущали свое тело! Скульптуры первоначально делались не с позирующей натуры, а по внутреннему ощущению своего собственного тела - художник как бы вселялся «внутрь» объема скульптуры, как в перчатку, и стесывал лишнее.
Совершенно так же ребенок в спонтанных рисунках переживает себя «изнутри», и передает это определенным характером линий - твердых или закругленных, вертикальных или горизонтальных… Современность потеряла это ощущение слитности с предметом - взрослый смотрит на все предметы извне, отстраненно, жизнь течет перед ним, как на экране. И этот свой взгляд взрослые проецируют на ребенка - «Смотри, у собачки ноги не такие!»(ребенок нарисовал собаку «в валенках». Дело в том, что он рисует ОЩУЩЕНИЕ НОГИ, можно сказать - знак чувства опоры, которое он переживает в своей ноге, ее ноги, как она встает на землю - ступней, пяткой… и видит, что собака тоже стоит - значит, и ей надо нарисовать это же самое, что есть в моей ноге…
Чувство слитности, внутренней слитности с телом, с природой у взрослых крайне притупилось. Поэтому и искусство ваяния так захирело.
Но пока речь идет не о красках!
Большая беда состоит в том, что взрослые сразу хотят добиться от детей, чтобы они красками РИСОВАЛИ - формы, предметы. Здесь у родителей царит величайшее заблуждение, губящее на корню детские способности к развитию. И форма, и предмет препятствуют драгоценнейшему переживанию, в котором нуждается детская душа - переживанию САМОГО ЦВЕТА, - чистого, сочного, играющего оттенками, радужного, волшебного, питающего душу ощущением красоты высшего мира. Цвет, будучи сразу же пришпилен к предметности (водичка синяя, травка зеленая… - вранье это!) загнан в тюрьму контура, спрессован в кричащую линию фломастера… загнан в непрозрачные, кроющие, типа гуаши, краски, замешан в пластилин… Цвет - это душа краски, как сказал один художник. А ребенок нуждается в первую очередь в ощущении души во всем, а не в грубой материи. (Замечу в скобках, что в гос. Системе образования очень много - и печально успешно, потому что теперь в массе это считается «детским творчеством - уделяется внимания именно рисованию с детьми плотными материалами, - гуашь, теперь акрил, приучение к жестким формам - аппликация, раскраски, склеивание, монтаж игрушек из частей - желудей, листьев… Но именно жесткий монтаж, втыкание частей по шаблону, а не пластика. При помощи материалов детей приучают мыслить рамочно, жестко и материалистически). Цвет теряя оттенки, прозрачность, светоносность утрачивает свое изначальное питающее душу воздействие. Цвета должно быть МНОГО И ШИРОКО он должен расстилаться, играть перед глазами. Много - это как раз не много разных красок разом - а один - два гармоничных цвета, с их оттенками - лучше, чем грязная мешанина из 12 цветов… (см. мои статьи «О рисовании с детьми» и ролики в них.)
По моему совету одна мама рискнула перестать «рисовать» с сыном, и они начали только «красить» бумагу - пару раз в неделю, разными переливами цвета. А потом из этого они делали фонарики. И стали играть с цветом, как с живым существом - а какой он у нас сегодня? 0дно название мало что говорит… Говорит - характер. Задумчивый… Или радостный? Мечтательный ? Или горячий…Я думаю, что это переживание мальчик пронесет через всю свою жизнь. И если он и не станет художником - то глаза его будут все равно широко раскрыты миру.
Теперь еще раз речь о красках. Цвета - это то, что ребенок берет в себя, в противоположность спонтанному рисованию, вырастающему из «каляк». Цвет не генерируют, а ВПИТЫВАЮТ, вбирают (Этому помочь можно разнообразно, не только фонарики, есть много способов. - см.статью про крашение тканей с детьми, перепечатана в моем ЖЖ).